Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Досудебный (ведомственный) порядок обжалования

К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.

Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.

В ведомственном порядке можно оспаривать:

  1. Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
  2. Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.

Не получится оспорить в административном порядке:

  1. Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
  3. Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.

Сроки рассмотрения и принятия судом решений

С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

Какие решения и предписания территориальных антимонопольных органов могут быть обжалованы в коллегиальном органе ФАС России?

Как следует из закона, в коллегиальном органе ФАС России могут быть обжалованы только решения и предписания территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, включая решения о прекращении рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (см., в частности, решение Апелляционной коллегии ФАС России от 9 июня 2016 г. по жалобе на решение о прекращении рассмотрения дела N 02-9/10-2015), решения и предписания, принятые (выданные) по итогам пересмотра решений и (или) предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам.

Читайте также:  Оформление права собственности на недвижимость

Не могут быть обжалованы в коллегиальном органе решения и предписания, принятые территориальным антимонопольным органом в порядке статей 18.1, 33 Федерального закона «О защите конкуренции» или по делам о нарушении законодательства о рекламе, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Рассмотрение дела по существу

Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ

Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.

Предмет жалобы Кто может подать жалобу Сроки обжалования
Документация закупки. Любая компания, физлицо. До конца приема заявок.
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. Участник, который подавал заявку на участие. В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола.

Действия заказчика:

  • при рассмотрении заявок в запросах котировки и предложений;
  • при рассмотрении вторых частей заявок конкурса, аукциона;
  • при заключении контракта.
Участник, который подавал заявку. До заключения контракта.
Процедура аккредитации на площадке. Пользователь, который проходит аккредитацию. В течение 30 дней с момента обжалуемых действий.
Нарушения проведения торгов. Участник электронной процедуры. В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке.

Порядок обжалования решений Федеральной антимонопольной службы

Вы можете обжаловать решение и (или) предписание антимонопольного органа в арбитражный суд либо в коллегиальный орган ФАС России (ч.1 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Срок обжалования в арбитражный судтри месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.

Обратите внимание! Если арбитражный суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, то исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом. (ч.2 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий

Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.

Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:

  • в течение какого времени нужно уложиться;
  • какие документы подавать вместе с жалобой;
  • в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.

В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Читайте также:  Как рассчитать отпускные в 2023 году

Обжалование решения в арбитражном суде

Процедура оспаривания решения ФАС в суде происходит в следующем порядке:

  1. Происходит сбор документов и составляется исковое заявление.
  2. Заявление рассматривается судом и проводится досудебное расследование.
  3. Дело рассматривается по существу, и выносится решение.
  4. Решение вступает в силу или обжалуется в региональном или Высшем арбитражном суде РФ.

Подача заявления осуществляется в арбитражный суд по месту нахождения органа ФАС, выдавшего оспариваемое предписание. В тексте заявления указываются следующие данные:

  • реквизиты и контакты заявителя;
  • наименование органа ФАС;
  • список заинтересованных лиц;
  • обстоятельства иска;
  • обжалуемые решения ФАС и суть претензии;
  • обоснование претензии;
  • перечень доказательств;
  • список прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

При описании обстоятельств иска нужно в хронологическом порядке изложить события с момента проведения закупочной процедуры до выбора победителя, подачи жалобы в ФАС и вынесении предписания. Для каждого существенного события нужно указать дату, по возможности – номер документа и ответственное лицо, принявшее решение. Например, при описании результатов конкурса нужно указывать дату подведения итогов, номер протокола и ФИО членов закупочной комиссии.

В основном тексте нужно изложить просьбу к суду признать незаконным решение ФАС (указать номер) и отменить последствия такого решения (перечислить). Важно указать, в чем именно незаконность принятого ФАС решения или какие права третьих лиц оно нарушает. Образец искового заявления можно посмотреть здесь.

К заявлению прилагаются документы:

  • квитанция об оплате судебной пошлины;
  • копия оспариваемого предписания ФАС;
  • копии документации о закупке;
  • протокол об итогах закупочной процедуры;
  • квитанция об отправке копии искового заявления по почте всем участникам процесса;
  • выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юрлица-заявителя (для физлиц – паспорт).

Процедура внутриведомственной апелляции ФАС России закреплена статьями 23 и 52 ФЗ «О Защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), а также Порядком работы коллегиальных органов ФАС России, утв. приказом ФАС России от 07.04.2016 № 422/16. Кроме того, издан Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 05.01.2016 по 01.07.2018), утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, который в том числе уточняет практические вопросы внутриведомственного обжалования. Следует сразу отметить, что на законодательном уровне отсутствует строгое разграничение компетенций Апелляционных коллегий и Президиума ФАС как апелляционных инстанций ФАС России. Однако, как правило, вопросы по пересмотру решений территориальных УФАС выносятся на Апелляционную коллегию, а Президиум ФАС России рассматривает только наиболее важные и прецедентные дела. При этом решения Апелляционной коллегии и Президиума ФАС России имеют равную юридическую силу и правовые последствия. Из формулировок норм Закона о защите конкуренции следует, что основанием для рассмотрения апелляционной жалобы является вынесение УФАС решения и (или) предписания, которые нарушают единообразие норм антимонопольного законодательства (причем, как материальных, так и процедурных норм). Бремя доказывания нарушения единообразия лежит на заявителе и, как показывает практика, в качестве доказательств им могут быть приведены:

  • разъяснения ФАС России или позиции, выраженные в рамках методической помощи УФАС по спорному вопросу;
  • решения апелляционного органа ФАС России по вопросу, если таковые имеются;
  • решения УФАС по схожим делам (при этом, преимуществом при доказывании будет факт подтверждения судами законности данных решений);
  • позиции Верховного суда РФ, в которых содержится толкование норм законодательства о защите конкуренции.
Читайте также:  Как поставить ларек в городе: выбор места, регистрация, сумма вложений

Что должна содержать жалоба?

Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:

  • информацию об антимонопольном органе, который нарушил законодательство в сфере государственных закупок;
  • реквизиты документа, который должен быть рассмотрен вышестоящим ФАС;
  • сведения о заявителе – ФИО (если физлицо), наименование организации (если юрлицо), адреса регистрации, контактную информацию, реквизиты, а также способ для осуществления обратной связи;
  • аргументы и доказательства заявителя о том, что ФАС нарушили законодательство. Очень важно подкреплять доводы ссылками на законодательные нормы, которые были нарушены должностными лицами;
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично. Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.

В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Порядок и сроки рассмотрения

Порядок рассмотрения обращений граждан в ФАС регулируется Законом об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня получения. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.

В случае необходимости по фактам, указанным в жалобе, ФАС проводит проверку, включающую внеплановые проверки, истребования документов и т.д. Если имело место административное правонарушение, сотрудник ФАС составляет акт об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Также ФАС может выдать предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, изъятии продукции с незаконным товарным знаком и т.д.

Копия оспариваемого решения УФАС Московской области от 27.09.2017 № 165/18ж на 5 л.

  • Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования (например, копия аукционной документации, включая извещение, техническое задание, копия жалобы, дополнений к жалобе), на 10 л.
  • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о местонахождении ответчика или распечатанная на бумажном носителе копия официальной страницы сайта УФАС Московской области (ответчика), содержащая информацию о его местонахождении, заверенная заявителем, на 2 л.
  • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о местонахождении заявителя или распечатанная на бумажном носителе и заверенная заявителем копия страниц официального сайта регистрирующего органа в Интернете (ФНС России), содержащих сведения о местонахождении заявителя и дату их обновления на 2 л.
  • Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание настоящего заявления.
  • Генеральный директор Закрытого акционерного общества «ЗаоФарм» Иванов И.И.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *