Формы и виды налогового контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы и виды налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д[12]. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Большое значение в налоговом контроле является факт проверки сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом.

В последнее время для того, чтобы структурировать свою деятельность, российские налогоплательщики все чаще обращаются к инструментам международного налогового планирования. Международное налоговое планирование позволяет предпринимателям использовать их в экономических целях. Тем не менее, международные органы также принимают ряд мер, чтобы не допустить сокрытие налогооблагаемого дохода. Рассмотрим эти меры[26]:

1) меры против неправомерного перевода налогооблагаемых доходов за рубеж, включая[27]:

— правила трансфертного ценообразования, устанавливающие требования о рыночном характере цен по сделкам между взаимосвязанными сторонами. Данная практика недопущения сокрытия налогооблагаемого дохода активно применяется США, Великобритании, Нидерландах и других стран Европейского союза, а также России;

— правила «недостаточной капитализации». Данное правило ограничивает процесс принятия к вычету процентов по займам, которые были представлены субъекту зависимыми лицами. Такая практика имеет место в Великобритании, США, Швейцарии, Германии, Франции, России)[28];

— положения о налогообложении деловой репутации (goodwill), применяемые при выводе бизнеса в другую юрисдикцию (действуют в Швейцарии, Великобритании, Германии, Италии; с 1 января 2008 г. в России установлены правила налогообложения при продаже предприятия как имущественного комплекса)[29];

2) меры против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом, в частности:

— анализируется с налоговой точки зрения состояние резидента юридического лица. Данная мера позволяет признать ту иностранную компанию, которая функционирует в той или иной стране, необходимой к налогообложению в той стране, где находится головной офис, из которого происходит управление данным предприятием.

— принятие положения «о контролируемых иностранных предприятиях». Данное положение предусматривает включение в доход головного и материнского предприятия, подлежащий налогообложению, прибыли, полученной в результате деятельности дочерних предприятий. Данная практика действует в США, Японии и Великобритании[30].

В России также применяются мероприятия, которые позволяют не допустить возможность предприятиям сокрыть свои доходы за рубежом. В связи с этим приняты положения, которые регулируют порядок налогообложения иностранных предприятий, а также изменяют критерии причисления к резиденту юридических лиц.

Контроль за иностранными компаниями в законодательстве России рассматривается, как мера и эффективное средство борьбы с сокрытием доходов и укрывательством от налогообложения для тех российских предприятий, которые разместили свой бизнес в оффшорных зонах или странах, которые имеют низкий уровень налогообложения по сравнению с Россией[31].

Для реализации эффективных мер по борьбе с данным правонарушением законодательством проводится следующие мероприятия:

— законом устанавливается само понятие контролируемых иностранных предприятий, путем определения взаимозависимых лиц и стратегического участия;

— ввести обязанность для юридических лиц — налоговых резидентов РФ указывать в налоговых декларациях все иностранные аффилированные компании, а также предоставлять данные о долях участия в таких компаниях;

— разработать условия, при которых нераспределенная прибыль аффилированной иностранной компании должна будет включаться в налоговую базу российской материнской компании[32];

— обеспечить контроль соблюдения правил о контролируемых иностранных предприятиях (в этих целях предполагается заключить двух- и многосторонние соглашения об обмене информацией и взаимной помощи по налоговым вопросам)[33].

Для того, чтобы эффективно применить данные положения законодательства, налоговые органы должны располагать информацией о российских предприятиях, которые участвуют в контролируемых иностранных предприятиях, как полностью, так и в виде доли.

Практика большинства стран показывает, что предоставление подобной информации налоговым органом входит в обязанность налогоплательщиков. В частности, данный факт имеет место в Канаде, Германии, Испании, США, Финляндии, Франции, Португалии, Японии. За нарушение обязанности по раскрытию информации, как правило, предусматриваются штрафы.

Для того чтобы обязанность по раскрытию информации была выполнима, необходимо тщательно проработать формулировку понятия КИК. Если отнесение к контролируемой иностранной компании будет основываться на формальном критерии участия в капитале, порог такого участия должен обеспечивать российской организации доступ к необходимой финансовой отчетности иностранной компании[34].

Однако одними штрафными санкциями проблему решить невозможно. Необходимо принять ряд мер, которые будут давать возможность применения расчетного метода в исчислении налога. Применение этого метода будет эффективным при условии идентификации налоговыми органами налогоплательщиков, которые потенциально подпадают под режим налогообложения контролируемой иностранной организации.

Еще одним эффективным источником получения данной соответствующей информации, могут послужить компетентные органы зарубежных стран. Однако для того, чтобы воспользоваться данным источником, необходимо иметь аргументированное правовое основание, которое также базируется на двустороннем соглашении о предоставлении взаимной помощи. Кроме того, заинтересованные лица должны хотеть предоставить подобную информацию[35].

Режим предоставления информации может быть различным (по предварительному запросу и без такового, спонтанный обмен информацией, совместные налоговые проверки и т.д.). Россия участвует в ряде таких соглашений, однако, по мнению Минфина России, процесс нуждается в активизации[36].

Также вопрос, который требует доработки и анализа – это вопрос ставки налога, которая применяется к прибыли.

В отличие от большинства стран мира, в России дивиденды, получаемые российскими организациями из-за рубежа, облагаются по ставкам (9% или 0%), отличным от общей ставки налога на прибыль (с 2009 г. — 20%)[37].

Нераспределенная прибыль контролируемых иностранных предприятий с экономической точки зрения представляет собой дивиденды, не выплаченные в пользу российского акционера[38]. Следовательно, возникает вопрос о справедливости применения к такой нераспределенной прибыли общей ставки налога на прибыль. Особенно актуален этот вопрос, когда прибыль аффилированной иностранной компании не была распределена в силу объективных причин (например, использована на развитие коммерческой деятельности)[39].

Читайте также:  Оформление покупки земельного участка в 2023 году

Таким образом, можно отметить тот факт, что в российском законодательстве потенциал введения мер против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом российскими предпринимателями, чрезвычайно велик. Но, чтобы данные меры были эффективными, то налоговое законодательство необходимо подвергнуть существенным изменениям, дополнениям и доработкам. В связи с этим необходимо тщательно изучить зарубежный опыт данной практики, его ошибки и преимущества, и с успехом применить в российской действительности. Также необходимо провести основательную работу по подготовке внедрения и применения данной системы недопущения сокрытия налогооблагаемых доходов российскими предпринимателями за рубежом.

Налоговые правонарушения и ответственность по ним

Институт налоговой ответственности базируется на привлечении к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, в которых в качестве объекта посягательств выступают общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также в процессе осуществления налогового контроля.

Определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, в соответствием с которым налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.

К ответственности за совершенное налоговое правонарушение могут быть привлечены организации и физические лица в возрасте старше 16 лет.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Формы налогового контроля

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения действующего в сфере оплаты любого рода налоговых платежей (а равно сборов) лицами, отнесенными к категории «налогоплательщиков».
Такое определение предусмотрено непосредственно в законе, а в современной науке НК определяется как:

  • совокупность применяемых налоговиками форм и методов (приемов и способов);
  • одна из функций госуправления;
  • деятельность налоговиков по выполнению требований налогового законодательства;
  • тип обратной связи, через который налоговики получают требуемые сведения о реальном состоянии организации (физлица), как управляемого объекта;
  • система наблюдения, исследования и контроля процесса деятельности граждан и организаций для обнаружения нарушений (в части налогов).

Налоговый контроль может выполняться исключительно в утвержденных нормативными актами формах:

  • ведение проверок;
  • истребование объяснений;
  • изучение учета и представленной отчетности;
  • осмотр мест ведения бизнеса;
  • контроль соответствия цен в контролируемых сделках;
  • мониторинг.

Интересно, что наименования форм налогового контроля частично совпадают с его методами. К примеру, хотя осмотр и поименован как отдельная форма налогового контроля, Пленум ВАС РФ обратил внимание, что он фактически таковой не является, поскольку может производиться только в процессе выездных проверок и никак иначе (п.24 Постановления № 57 от 30.07.2013 г.).

Напротив, истребование объяснений вне рамок проверки суды признают надлежащей формой НК. Так, ФАС ВСО пришел к выводу о допустимости вызова лица для получения объяснений о причинах высокого объема вычетов в его доходах (Постановление № А78-6657/2013 от 21.01.2014 г.), поскольку истребование объяснений является именно отдельной формой НК.

Попытки налоговиков использовать не предусмотренные законом формы контроля иногда пресекаются в судебном порядке. К примеру, ФАС СКО признал незаконным начисление налоговых платежей на основании исследования журнала операций бухгалтерской программы (без изучения первички), посчитав, что такая форма налогового контроля правом не предусмотрена (Постановление № А32-16394/2009 от 07.02.2011 г.).

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  2. Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.
Читайте также:  Образец заявления на замену или выдачу водительского удостоверения в 2023 году

На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.

Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:

  1. деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  2. уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  3. деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
  2. досрочного прекращения мониторинга;
  3. невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.

Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Передача производится под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если же заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок и неточностей, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Также может возникнуть и уголовная ответственность – в ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» определено, что уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:

– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;

– включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.

Формы и методы налогового контроля. Виды налогового контроля

Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:

— выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

— предупреждения их совершения в будущем;

— обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,

— проверки данных учета и отчетности,

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),

Читайте также:  Как осуществить изменение условий трудового договора по инициативе работодателя

— а также в другие формы, предусмотренные НК РФ.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

— проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и других, связанных с учетом обязанностей;

— проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;

— проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного нало­говым законодательством;

— проверка соблюдения банками обязанностей, предус­мотренных налоговым законодательством;

— проверка правильности применения контрольно-кас­совых машин при осуществлении денежных расчетов с на­селением;

— предупреждение и пресечение нарушений законода­тельства о налогах и сборах;

— выявление нарушителей налогового законодатель­ства и привлечение их к ответственности.

При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.

Выделяют следующие группы методов финансового (налогового) контроля:

Методы документального контроля представляют собой изучение документа как такового. Сюда относятся формальная, счетная (арифметическая) и логическая проверки документов, определение их достоверности и подлинности, юридическая оценка хозяйственных операций и др.

Методы фактического контроля включают в себя:

— Инвентаризацию имущества налогоплательщика;

— Контрольный запуск сырья в производство;

— Лабораторный анализ качества и др.

Последствия и ответственность

Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.

Акты содержат информацию о выявленных несоответствиях и санкциях, которые применяются к налогоплательщику — штрафах и недоимках. В документе указывается, в каком размере и в какие сроки требуется доначислить налоги и сборы.

Бывает, что в ходе проверки сотрудникам ИФНС становится известно о совершении правонарушений. Частая ситуация — компания указывает в отчетности заведомо ложную информацию, чтобы заплатить меньше налогов. Если недоплата установлена в крупном размере, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Комментарий к Статье 82 НК РФ

Налоговый контроль — это деятельность фискальных органов за соблюдением организациями или предпринимателями, а также налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Налоговым кодексом.

Существует несколько видов налогового контроля: предварительный, текущий, последующий. Они различаются по временному критерию. Выбор конкретного вида зависит от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В России в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Широкое применение именно этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.

Вместе с тем в специальной литературе высказывается совершенно справедливое мнение о том, что «по мере развития налогового контроля…, создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будут играть предварительный и текущий контроль, связанные с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков». Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.

Объект налогового контроля — отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. В гл. 14 НК РФ (ст. ст. 87 — 100 НК РФ) регламентируется порядок проведения только одной формы контроля — налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Правила, указанные в комментируемой статье, имеют общий характер: различным формам проведения налогового контроля — налоговому учету, налоговым проверкам, осмотру и т.д. — посвящены отдельные статьи гл. 14 НК РФ (ст. ст. 83 — 101 НК РФ). Тем не менее они играют и важную самостоятельную роль, так как устанавливают:

1) принципы и порядок проведения налогового контроля;

2) налоговый контроль осуществляют лишь должностные лица (ст. ст. 33, 35 НК РФ) налоговых органов. Что же касается органов внутренних дел и их должностных лиц, то они осуществляют специфические формы контроля в соответствии с Законом о милиции, а в налоговых проверках принимают участие лишь по запросу налоговых органов (ст. ст. 36, 37 НК РФ);

3) должностные лица налоговых органов вправе осуществлять налоговый контроль лишь в той мере, в какой это предусмотрено кругом их полномочий (ст. 31 НК РФ), и с учетом правил гл. 14 НК РФ;

4) перечень ст. 82 НК РФ не является исчерпывающим; существуют и иные формы налогового контроля (контрольные обмеры объекта налогообложения недвижимости, количественный подсчет объектов налогообложения, построенных сооружений, транспортных средств, закупки для определения применяемых налогоплательщиком реальных цен и т.п.).

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи налоговые и таможенные органы, ОВФ, органы внутренних дел:

а) обязаны заключить специальное соглашение о порядке обмена друг с другом информацией об имеющихся у них:

— материалах о нарушении законодательства о налогах. При этом имеются в виду любые материалы: письменные, вещественные доказательства, предметы, магнитные носители, видеоматериалы и т.п.;

— данных о налоговых преступлениях (они предусмотрены ст. ст. 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);

— сведениях о принятых мерах по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, другими нарушениями законодательства о налогах;

— актах, протоколах и т.п. материалах, составляемых ими в ходе налоговых проверок (в том числе камеральных);

б) обязаны обмениваться любой другой необходимой информацией (ст. ст. 32, 36 НК РФ).

Исключительно большое значение имеют правила п. 4 ст. 82 Налогового кодекса о:

а) запрете — в нарушение норм Конституции РФ, НК РФ, иных федеральных законов:

— сбора информации о налогоплательщиках. Не имеют значения ни способы сбора (с помощью оперативной техники, осмотра помещений, обыска, фотографирования и т.п.), ни количество собранных материалов, ни характер информации;

— хранения указанной информации (в служебных сейфах, в памяти ЭВМ, на дискетах, в письменном виде, на видеороликах и т.п.);

— использования такой информации (в том числе и при осуществлении налогового контроля, и при привлечении лица к ответственности);

— распространения этой информации (например, в ходе выступления по радио, телевидению, в печатных СМИ, на конференции, во время предвыборного митинга и т.п.);

б) недопустимости нарушения принципа сохранности информации (о порядке соблюдения этого принципа, а также о порядке предоставления доступа к информации — ст. 102 НК РФ), составляющей:

— профессиональную тайну (то есть связанную с осуществлением той или иной деятельности в качестве постоянных занятий, профессии, работы, источника доходов, например: врачебная тайна, педагогическая, коммерческая, секреты производства и т.п.) иных лиц (т.е. не относящихся к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам), например, специалистов, экспертов и т.д.;

— адвокатскую тайну (разновидность профессиональной тайны) лиц, оказывающих плательщикам налогов юридическую помощь;

— аудиторскую тайну лиц, осуществляющих как обязательный аудит, так и аудит по заказу самих плательщиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *