Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.

  2. Информационное оборудование.

  3. Машины и иное оборудование.

  4. Оборудование систем связи.

  5. Оргтехника.

  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.

  7. Средства измерения и управления.

  8. Транспортные средства.

Нематериальные активы

Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения (НМА) учитываются на счете 0 102 20 000.

 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Принятие к учету (п. 15 Инструкции N 174н)
 1. Принятие к учету положительных 
результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ (в сумме произведенных затрат)
0 102 20 320 
0 106 22 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 2. Принятие к учету НМА по первоначальной 
стоимости, сформированной при их
приобретении, изготовлении хозяйственным
способом, а также увеличение стоимости НМА
в сумме работ по их модернизации
0 102 20 320 
0 106 22 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 3. Принятие НМА в рамках расчетов между 
головным учреждением и обособленными
подразделениями (филиалами) при закреплении
права оперативного управления, в том числе
при реорганизации
4 102 20 320 
4 304 04 320
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Извещение
(ф. 0504805)
 4. Принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных НМА
 (отражается по первоначальной стоимости):
 - при закреплении права оперативного 
управления в случаях, предусмотренных
законодательством РФ
4 102 20 320 
4 401 10 180,
4 210 06 660
 - при получении от резидентов РФ и 
физических лиц - нерезидентов РФ
2 102 20 320 
2 401 10 180
 - при безвозмездном получении от 
наднациональных организаций, международных
финансовых организаций
2 102 20 320 
2 401 10 152,
2 401 10 153
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 5. Принятие к учету НМА, выявленных при 
инвентаризации, отражается по рыночной
стоимости
0 102 20 320 
0 401 01 180
 Внутреннее перемещение, передача в эксплуатацию (п. 16 Инструкции N 174н)
 6. Внутреннее перемещение НМА между 
материально ответственными лицами
0 102 20 320 
0 102 20 320
 Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных
 средств (ф. 0306032)
 7. Передача в учреждении НМА в эксплуатацию
0 102 20 320 
0 102 20 320
 Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006). Кроме того,
необходимо внести в Инвентарную карточку (ф. 0504031) запись об изменении
 материально ответственного лица
 Выбытие (п. 17 Инструкции N 174н)
 8. Списание с учета по балансовой стоимости
0 104 29 420, 
0 401 10 172
0 102 20 420
 Документ-основание: Акт о списании объекта основных средств (кроме
автотранспортных средств) (ф. 0306003); Акт о списании автотранспортных
средств (ф. 0306004); Акт о списании групп объектов основных средств
 (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033)
 9. Передача НМА в рамках расчетов между 
головным учреждением и обособленными
подразделениями (филиалами)
0 304 04 320 
0 102 20 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Извещение
(ф. 0504805)
 10. Передача НМА в соответствии с законодательством РФ безвозмездно:
 - передача НМА органу власти, 
государственному (муниципальному)
учреждению, в том числе при прекращении
права оперативного управления (изъятия из
оперативного управления)
0 401 20 241, 
4 210 06 560
0 102 20 420
 - передача НМА в соответствии с 
законодательством РФ иным правообладателям,
за исключением органов государственной
(муниципальной) власти
2 401 20 240, 
2 401 20 242,
2 401 20 252,
2 401 20 253,
2 104 29 420
2 102 20 420
 - вложение НМА в уставной капитал 
некоммерческих организаций, созданных в
соответствии с действующим
законодательством РФ
2 104 29 420, 
2 215 00 000
2 102 20 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 11. Выбытие НМА при их продаже (передаче 
исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства
индивидуализации) (по балансовой стоимости)
0 104 29 420, 
0 401 10 172
0 102 20 420
 Уценка (дооценка) (п. 18 Инструкции N 174н)
 12. Отражение суммы уценки (дооценки) 
стоимости объекта основных средств и
начисленной амортизации, полученной в
результате переоценки
0 401 30 000, 
0 102 20 320
0 102 20 420,
0 401 30 000

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность
Читайте также:  Как оформить налоговый вычет через сайт ФНС: пошаговая инструкция

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т

— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.

Особо ценное движимое имущество.

В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления № 538[12]. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Последовательность процедуры списания ОЦДИ

При списании ОЦДИ подготовьте и передайте в Комитет имущественных отношений (Росимущество):

перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

После того как Комитет согласует списание, спишите основное средство с баланса и отразите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

После того как специализированная организация демонтирует и утилизирует данное имущество спишите его с забаланса. Копии актов специализированной организации передайте в Комитет для исключения имущества из реестра особо ценного.

Комитет может предоставить вам выписку из реестра ОЦДИ подтверждающую исключение списанного имущества из состава ОЦДИ. Данную выписку скорее все предоставляют по письменному запросу.

Обоснование

1.Из рекомендации

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

 недвижимым имуществом (независимо от источника приобретения: субсидии, средства от деятельности, приносящей доход);

 особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;

 особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления (в т.ч. особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила следуют из положений пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2, пункта 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: средства, вырученные от продажи недвижимости, нужно перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Читайте также:  Как рассчитать налог по кадастровой стоимости недвижимости?

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3 статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

При перечислении в бюджет плательщик должен указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Этот код зависит от того, в какой бюджет перечисляются деньги, а также кто выступает главным администратором доходов. Например, при продаже федерального недвижимого имущества нужно указать код 000 1 14 02018 01 0000 410, а при продаже земельного участка, который находится в федеральной собственности, – 000 1 14 06041 01 0000 430. При этом на месте 1–3 разрядов укажите код главного администратора.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано бюджетное учреждение:

 федерального имущества;

 имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных бюджетных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

 заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

 экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

 акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных бюджетных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают учредители (подп. «з» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. бюджетных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Документы, чтобы согласовать списание федерального имущества, учреждения представляют учредителю в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

Отдельно выделим списание имущества федерального учреждения, которое прекращает деятельность: ликвидируется или реорганизуется. В этом случае решение принимает ликвидационная комиссия по согласованию с учредителем и Росимуществом (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Документальное оформление

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом, к примеру – актом на списание. Какой документ (акт) нужно составить, будет зависеть от вида имущества. Так, например, при списании основных средств нужно составить акты по форме:

 № 0504105 – при списании транспортных средств;

 № 0504104 – при списании других основных средств (кроме транспортных средств);

 № 0504143 – при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 № 0504144 – при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы).

Это следует из Методических указаний к формам № 0504104, № 0504105, № 0504143, № 0504144, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Подробнее о документальном оформлении см. в рекомендациях:

 Безвозмездная передача основных средств;

 Ликвидация основных средств;

 Продажа основных средств;

 Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство);

 Реализация материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции).

Зачастую решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, она же утверждает составленные акты. Как ее создать, см. здесь.

Помимо первичного документа (акта) законодательством может быть предусмотрено оформление других документов. Так, чтобы согласовать списание федерального имущества, нужно оформить и направить собственнику:

 перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

 копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

 копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества.

Указанные документы направьте сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения.

Об этом сказано в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

На региональном (местном) уровне может быть установлен другой комплект документов.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Особо ценное движимое имущество

Таким образом, учредитель в отношении подведомственного учреждения устанавливает перечень особо ценного движимого имущества, в соответствии с которым учреждение должно отнести имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. При отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учредитель использует стоимостный критерий (в соответствии с Постановлением N 538 к особо ценному движимому имуществу муниципальных бюджетных и автономных учреждений относится движимое имущество, стоимость которого превышает 200 тыс. руб.), а также то, что без конкретного имущества осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. Бюджетное учреждение, руководствуясь порядком отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества, утвержденным учредителем, относит имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. Поскольку, как следует из вопроса, на момент отнесения имущества к категории «особо ценное движимое имущество» такого документа не было (он был издан позднее), учреждение сейчас должно привести активы в соответствие с таким документом.

Читайте также:  Квота на операцию. Полное пошаговое руководство по получению в 2023 году

Согласно нормам ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Перечень особо ценного имущества

Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности. Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан Постановлением №538-26.07.2022 г. Правительства России (далее в статье – ПП РФ №538).

  • Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т. р. – 500 т. р.
  • Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности.
  • Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.

Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.

Что относят к особо ценному движимому имуществу?

Чтобы понимать, какой же будет перечень особо ценного движимого имущества у бюджетного учреждения, необходимо обратиться к букве закона. Итак, сюда будет включено следующее движимое имущество.

  • Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
  • Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
  • Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
  • Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
  • Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.

Особо ценное движимое имущество на предприятиях имеет особый статус. И все относящиеся к нему предметы должны быть включены в учет ОЦДИ и оформлены специальным образом на балансе в собственности организации.

Основные особенности, которые имеет особо ценное движимое имущество:

  • ОЦДИ в бюджетном учреждении будет закреплено за предприятием на условиях оперативного управления;
  • в роли собственника такого имущества будет выступать непосредственно государство, отдельный субъект страны либо же муниципалитет;
  • самостоятельно бюджетная организация не имеет права распоряжаться особо ценным имуществом, для этого потребуется разрешение собственника, который определил право пользования имуществом конкретной организации;
  • бюджетные организации должны отвечать по всем обязательствам относительно управления имуществом, относиться сюда не будет то, которое закреплено собственником.

Перечень особо ценного имуществаОтноситься же к данной категории особо ценного имущества на предприятии не может та собственность, которая для осуществления основных видов деятельности не предназначена. Кроме этого, и те имущественные ценности, которые были приобретены за те доходы бюджетного предприятия, которые оно получило в результате своей деятельности.

На каждом предприятии перечень ОЦДИ ведется на основе информативности бухгалтерского учета, в котором должны содержаться сведения о полном наименовании объекта, а также указывается его инвентарный номер и балансовая стоимость.

На законодательном уровне существуют специальные нормативные документы и приказы относительно видов ценного движимого имущества и того, кем оно определяется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *